VSALON24 Мебель, оборудование и косметика для салонного бизнеса
Оборудование и товары для салонов, медицинских и подологических центров
Каталог
Нам 10 лет!
FRESCO
Профилактика пролежней FRESCO
Профилактика шрамов и рубцов FRESCO
Разгрузочные материалы FRESCO
Силиконы FRESCO для ортопластии
Оборудование с рег. удостоверением
Педикюрный и маникюрный зал
Аппарат АФС для лечения грибка ногтей (онихомикоза)
Аппараты педикюр, маникюр
Педикюрные кресла
Тумбы педикюрные
Стулья мастера
Мебель для кабинета (медицинская)
Маникюрные столы
Вытяжки и аксессуары
Маникюрные стойки
Тумбы для лака
Педикюрный кабинет
Маникюрный кабинет
Педикюрные комплексы
Педикюрные ванны
Парафинотерапия
Сопутствующие товары
Аксессуары для педикюра и маникюра
Кресла для клиента
Плантограф
PACT оборудование (Фотодинамическая антимикробная терапия)
Линейки
Тейпы
Ортопедия зал
Разгрузочные материалы Fresco
Силиконы Fresco
Разгрузочные материалы Fresco Deramed
Плантограф
Линейки
Тейпы
Плакаты
Косметологический зал
Мебель для кабинета (медицинская)
Косметологические кресла
Косметологические аппараты
Тумбы косметологические
Столы - тележки
Косметологические кабинеты
Стулья мастера
Воскоплавы
Аксессуары
Кресла для клиента
Тейпы
Прессотерапия
Парикмахерский зал
Детские парикмахерские кресла
Парикмахерские кресла
Парикмахерские тележки
Стулья мастера
Зеркала рабочие
Мойки
Сушуары / Климазоны
Аксессуары
Кресла для клиента
Фены / Машинки для стрижки волос
Барбершоп (зал для мужчин)
Кресла для барбершопа
Парикмахерские мойки
Тележки
Зеркала
Подогреватели полотенец
Корзины для полотенец
Ножницы для усов и бороды
Барберпулы
Кресла для клиента
Расчески для бороды и усов
Опасные и филировочные бритвы
Фены / Машинки для стрижки волос
Массажный зал
Массажные кушетки
Нагреватели для полотенец
Тумбы для SPA зон
Тату зал
Кресла для тату салона
Стол/тележка для тату мастера
Стулья для мастера тату
Зал визажа
Кресла для визажа
Зеркала для визажа
Лампы для визажа
Мобильные студии
Кисточки для визажа
Кресла для клиента
Стоматологический зал
Стоматологические установки
Стерилизация
Компрессоры и аспирация
Наконечники и микромоторы
Рентгенодиагностика
Скалеры
Полимеризационные лампы
Эндодонтия
Оптика для стоматологов
Стоматологические светильники
Зуботехнические моторы
Хирургическое оборудование
CAD/CAM оборудование
Мебель медицинская
Аппараты для отбеливания
Стоматологические инструменты
Расходные материалы
Фантомное оборудование
Ирригаторы
Защитные очки для врача и ассистента
Визуализация
Медицинская мебель
Обивки и матрацы
Столики врача
Стулья врача
Стулья для работы с микроскопом
Тележки
Тумбы
Шкафы
Стерилизационный зал
Воздушные стерилизаторы
Автоклавы
Стерилизационный кабинет
Упаковочные аппараты
Дистилляторы воды
Ультразвуковые ванны
Бактерицидные камеры
Ультрафиолетовые камеры (уф камеры)
Рециркуляторы воздуха
Стойки для рециркулятора
Расходные материалы для стерилизации
Термометры
Аксессуары для автоклавов
Аксессуары для ультразвуковых моек
Принтеры
Лампы и освещение
Лампы лупы
Лампы маникюрные
Лампы УФ/LED для маникюра
Кольцевые лампы
Полимеризационные лампы
Лампы ВУДА
Мебель для холла
Мягкая мебель и стулья
Стойки администратора
Вешалки для одежды
Инструменты профессиональные
Ортониксия (материалы, системы)
Педикюрные и маникюрные инструменты
Фрезы для маникюра/педикюра
Косметологические инструменты
Парикмахерские инструменты
Колпачки абразивные
Основы резиновые
Товары для реабилитации
Профилактика пролежней
Профилактика шрамов и рубцов
Косметика профессиональная
FOOTURA
Akileine (профессиональная линия средств по уходу за руками, ногами и телом)
D’Ame Nature (уход за ногами)
Spirularin (профилактика грибка, диабет)
A. Arkada, Метод Аркады (профилактика грибка, диабет)
DemycoMed (профилактика грибка, диабет)
Remmele's Propolis (уход для стоп и тела, диабет)
Prontoman (крем-пенка по уходу за стопой и ногами, диабет)
Sanamed (крем-пенка для ухода за стопой и ногами, диабет)
CareMed (крем для ухода за стопой и ногами, диабет)
Диаультрадерм (крем для ухода за руками и стопами, диабет)
PACT (Фотодинамическая антимикробная терапия)
Литература профессиональная
Косметология
Ортопедия
Подология
Плакаты
Вспомогательные материалы
Банданы, фартуки
Защитные очки для врача и ассистента
Вспомогательные медицинские изделия
Защитные перчатки и маски
Пластиковые стаканчики
Салфетки, бумага для лотков
Колпачки абразивные
Перевязочные материалы
Фильтры для педикюрных аппаратов
Расходные материалы для стерилизации
Расходные материалы для корректирующей системы ТИТАНОВАЯ НИТЬ
Сувениры
Сервисный центр
Запчасти
Акции
Новинки
Как купить
Условия доставки
Условия оплаты
Гарантия на товар
Условия кредита
Программа лояльности
Соцконтракт
Обучение
О компании
Контакты
Реквизиты
Сотрудники
Отзывы покупателей
Бренды
Блог
+7 800 551-51-54
Заказать звонок
Задать вопрос
Войти
  • Корзина0
  • Отложенные0
  • Сравнение товаров0
office@vsalon24.ru
644099, г. Омск, ул. Гагарина 14, 4 подъезд, офис 4.5 - 4.9

Пн – Пт: с 10:00 до 19:00
Сб – Вс: выходной
  • Вконтакте
  • Twitter
  • Telegram
VSALON24 Мебель, оборудование и косметика для салонного бизнеса
Оборудование и товары для салонов, медицинских и подологических центров
+7 800 551-51-54
Войти
Сравнение0
Отложенные 0
Корзина 0
Каталог
  • Нам 10 лет!
    Нам 10 лет!
  • FRESCO
    FRESCO
  • Оборудование с рег. удостоверением
    Оборудование с рег. удостоверением
  • Педикюрный и маникюрный зал
    Педикюрный и маникюрный зал
  • Ортопедия зал
    Ортопедия зал
  • Косметологический зал
    Косметологический зал
  • Парикмахерский зал
    Парикмахерский зал
  • Барбершоп (зал для мужчин)
    Барбершоп (зал для мужчин)
  • Массажный зал
    Массажный зал
  • Тату зал
    Тату зал
  • Зал визажа
    Зал визажа
  • Стоматологический зал
    Стоматологический зал
  • Медицинская мебель
    Медицинская мебель
  • Стерилизационный зал
    Стерилизационный зал
  • Лампы и освещение
    Лампы и освещение
  • Мебель для холла
    Мебель для холла
  • Инструменты профессиональные
    Инструменты профессиональные
  • Товары для реабилитации
    Товары для реабилитации
  • Косметика профессиональная
    Косметика профессиональная
  • Литература профессиональная
    Литература профессиональная
  • Вспомогательные материалы
    Вспомогательные материалы
  • Сувениры
    Сувениры
  • Сервисный центр
    Сервисный центр
Акции
Новинки
Как купить
  • Условия доставки
  • Условия оплаты
  • Гарантия на товар
  • Условия кредита
  • Программа лояльности
Соцконтракт
Обучение
О компании
  • Контакты
  • Реквизиты
  • Сотрудники
  • Отзывы покупателей
  • Бренды
Блог
+  ЕЩЕ
    VSALON24 Мебель, оборудование и косметика для салонного бизнеса
    Каталог
    • Нам 10 лет!
      Нам 10 лет!
    • FRESCO
      FRESCO
    • Оборудование с рег. удостоверением
      Оборудование с рег. удостоверением
    • Педикюрный и маникюрный зал
      Педикюрный и маникюрный зал
    • Ортопедия зал
      Ортопедия зал
    • Косметологический зал
      Косметологический зал
    • Парикмахерский зал
      Парикмахерский зал
    • Барбершоп (зал для мужчин)
      Барбершоп (зал для мужчин)
    • Массажный зал
      Массажный зал
    • Тату зал
      Тату зал
    • Зал визажа
      Зал визажа
    • Стоматологический зал
      Стоматологический зал
    • Медицинская мебель
      Медицинская мебель
    • Стерилизационный зал
      Стерилизационный зал
    • Лампы и освещение
      Лампы и освещение
    • Мебель для холла
      Мебель для холла
    • Инструменты профессиональные
      Инструменты профессиональные
    • Товары для реабилитации
      Товары для реабилитации
    • Косметика профессиональная
      Косметика профессиональная
    • Литература профессиональная
      Литература профессиональная
    • Вспомогательные материалы
      Вспомогательные материалы
    • Сувениры
      Сувениры
    • Сервисный центр
      Сервисный центр
    Акции
    Новинки
    Как купить
    • Условия доставки
    • Условия оплаты
    • Гарантия на товар
    • Условия кредита
    • Программа лояльности
    Соцконтракт
    Обучение
    О компании
    • Контакты
    • Реквизиты
    • Сотрудники
    • Отзывы покупателей
    • Бренды
    Блог
    +  ЕЩЕ
      Сравнение0 Отложенные 0 Корзина 0
      VSALON24 Мебель, оборудование и косметика для салонного бизнеса
      Сравнение0 Отложенные 0 Корзина 0
      Телефоны
      +7 800 551-51-54
      • Каталог
        • Назад
        • Каталог
        • Нам 10 лет!
        • FRESCO
          • Назад
          • FRESCO
          • Профилактика пролежней FRESCO
          • Профилактика шрамов и рубцов FRESCO
          • Разгрузочные материалы FRESCO
          • Силиконы FRESCO для ортопластии
        • Оборудование с рег. удостоверением
        • Педикюрный и маникюрный зал
          • Назад
          • Педикюрный и маникюрный зал
          • Аппарат АФС для лечения грибка ногтей (онихомикоза)
          • Аппараты педикюр, маникюр
          • Педикюрные кресла
          • Тумбы педикюрные
          • Стулья мастера
          • Мебель для кабинета (медицинская)
          • Маникюрные столы
          • Вытяжки и аксессуары
          • Маникюрные стойки
          • Тумбы для лака
          • Педикюрный кабинет
          • Маникюрный кабинет
          • Педикюрные комплексы
          • Педикюрные ванны
          • Парафинотерапия
          • Сопутствующие товары
          • Аксессуары для педикюра и маникюра
          • Кресла для клиента
          • Плантограф
          • PACT оборудование (Фотодинамическая антимикробная терапия)
          • Линейки
          • Тейпы
        • Ортопедия зал
          • Назад
          • Ортопедия зал
          • Разгрузочные материалы Fresco
          • Силиконы Fresco
          • Разгрузочные материалы Fresco Deramed
          • Плантограф
          • Линейки
          • Тейпы
          • Плакаты
        • Косметологический зал
          • Назад
          • Косметологический зал
          • Мебель для кабинета (медицинская)
          • Косметологические кресла
          • Косметологические аппараты
          • Тумбы косметологические
          • Столы - тележки
          • Косметологические кабинеты
          • Стулья мастера
          • Воскоплавы
          • Аксессуары
          • Кресла для клиента
          • Тейпы
          • Прессотерапия
        • Парикмахерский зал
          • Назад
          • Парикмахерский зал
          • Детские парикмахерские кресла
          • Парикмахерские кресла
          • Парикмахерские тележки
          • Стулья мастера
          • Зеркала рабочие
          • Мойки
          • Сушуары / Климазоны
          • Аксессуары
          • Кресла для клиента
          • Фены / Машинки для стрижки волос
        • Барбершоп (зал для мужчин)
          • Назад
          • Барбершоп (зал для мужчин)
          • Кресла для барбершопа
          • Парикмахерские мойки
          • Тележки
          • Зеркала
          • Подогреватели полотенец
          • Корзины для полотенец
          • Ножницы для усов и бороды
          • Барберпулы
          • Кресла для клиента
          • Расчески для бороды и усов
          • Опасные и филировочные бритвы
          • Фены / Машинки для стрижки волос
        • Массажный зал
          • Назад
          • Массажный зал
          • Массажные кушетки
          • Нагреватели для полотенец
          • Тумбы для SPA зон
        • Тату зал
          • Назад
          • Тату зал
          • Кресла для тату салона
          • Стол/тележка для тату мастера
          • Стулья для мастера тату
        • Зал визажа
          • Назад
          • Зал визажа
          • Кресла для визажа
          • Зеркала для визажа
          • Лампы для визажа
          • Мобильные студии
          • Кисточки для визажа
          • Кресла для клиента
        • Стоматологический зал
          • Назад
          • Стоматологический зал
          • Стоматологические установки
          • Стерилизация
          • Компрессоры и аспирация
          • Наконечники и микромоторы
          • Рентгенодиагностика
          • Скалеры
          • Полимеризационные лампы
          • Эндодонтия
          • Оптика для стоматологов
          • Стоматологические светильники
          • Зуботехнические моторы
          • Хирургическое оборудование
          • CAD/CAM оборудование
          • Мебель медицинская
          • Аппараты для отбеливания
          • Стоматологические инструменты
          • Расходные материалы
          • Фантомное оборудование
          • Ирригаторы
          • Защитные очки для врача и ассистента
          • Визуализация
        • Медицинская мебель
          • Назад
          • Медицинская мебель
          • Обивки и матрацы
          • Столики врача
          • Стулья врача
          • Стулья для работы с микроскопом
          • Тележки
          • Тумбы
          • Шкафы
        • Стерилизационный зал
          • Назад
          • Стерилизационный зал
          • Воздушные стерилизаторы
          • Автоклавы
          • Стерилизационный кабинет
          • Упаковочные аппараты
          • Дистилляторы воды
          • Ультразвуковые ванны
          • Бактерицидные камеры
          • Ультрафиолетовые камеры (уф камеры)
          • Рециркуляторы воздуха
          • Стойки для рециркулятора
          • Расходные материалы для стерилизации
          • Термометры
          • Аксессуары для автоклавов
          • Аксессуары для ультразвуковых моек
          • Принтеры
        • Лампы и освещение
          • Назад
          • Лампы и освещение
          • Лампы лупы
          • Лампы маникюрные
          • Лампы УФ/LED для маникюра
          • Кольцевые лампы
          • Полимеризационные лампы
          • Лампы ВУДА
        • Мебель для холла
          • Назад
          • Мебель для холла
          • Мягкая мебель и стулья
          • Стойки администратора
          • Вешалки для одежды
        • Инструменты профессиональные
          • Назад
          • Инструменты профессиональные
          • Ортониксия (материалы, системы)
          • Педикюрные и маникюрные инструменты
          • Фрезы для маникюра/педикюра
          • Косметологические инструменты
          • Парикмахерские инструменты
          • Колпачки абразивные
          • Основы резиновые
        • Товары для реабилитации
          • Назад
          • Товары для реабилитации
          • Профилактика пролежней
          • Профилактика шрамов и рубцов
        • Косметика профессиональная
          • Назад
          • Косметика профессиональная
          • FOOTURA
          • Akileine (профессиональная линия средств по уходу за руками, ногами и телом)
          • D’Ame Nature (уход за ногами)
          • Spirularin (профилактика грибка, диабет)
          • A. Arkada, Метод Аркады (профилактика грибка, диабет)
          • DemycoMed (профилактика грибка, диабет)
          • Remmele's Propolis (уход для стоп и тела, диабет)
          • Prontoman (крем-пенка по уходу за стопой и ногами, диабет)
          • Sanamed (крем-пенка для ухода за стопой и ногами, диабет)
          • CareMed (крем для ухода за стопой и ногами, диабет)
          • Диаультрадерм (крем для ухода за руками и стопами, диабет)
          • PACT (Фотодинамическая антимикробная терапия)
        • Литература профессиональная
          • Назад
          • Литература профессиональная
          • Косметология
          • Ортопедия
          • Подология
          • Плакаты
        • Вспомогательные материалы
          • Назад
          • Вспомогательные материалы
          • Банданы, фартуки
          • Защитные очки для врача и ассистента
          • Вспомогательные медицинские изделия
          • Защитные перчатки и маски
          • Пластиковые стаканчики
          • Салфетки, бумага для лотков
          • Колпачки абразивные
          • Перевязочные материалы
          • Фильтры для педикюрных аппаратов
          • Расходные материалы для стерилизации
          • Расходные материалы для корректирующей системы ТИТАНОВАЯ НИТЬ
        • Сувениры
        • Сервисный центр
          • Назад
          • Сервисный центр
          • Запчасти
      • Акции
      • Новинки
      • Как купить
        • Назад
        • Как купить
        • Условия доставки
        • Условия оплаты
        • Гарантия на товар
        • Условия кредита
        • Программа лояльности
      • Соцконтракт
      • Обучение
      • О компании
        • Назад
        • О компании
        • Контакты
        • Реквизиты
        • Сотрудники
        • Отзывы покупателей
        • Бренды
      • Блог
      • Личный кабинет
      • Корзина0
      • Отложенные0
      • Сравнение товаров0
      • +7 800 551-51-54
      Контактная информация
      644099, г. Омск, ул. Гагарина 14, 4 подъезд, офис 4.5 - 4.9

      Пн – Пт: с 10:00 до 19:00
      Сб – Вс: выходной
      office@vsalon24.ru
      • Вконтакте
      • Twitter
      • Telegram

      Клятва Гиппократа

      Главная
      —
      Блог
      —Клятва Гиппократа
      1 июля 2025 16:00
      Клятва Гиппократа
      Это одна из самых известных и значимых клятв в мире, уступающая по популярности лишь клятве молодоженов. Она цитируется и используется как моральный ориентир в медицине на протяжении веков. Однако многие даже не знают, как она звучит на самом деле и какую историю она имеет. 
      В этой статье мы представляем подробный реферат, который мы подготовили для наших студентов и коллег. Мы собрали все важные события и детально описали каждый этап, связанный с этой клятвой, чтобы вы могли получить полное представление о ее значении и истории. Больше не нужно искать источники и собирать информацию по крупицам — здесь вы найдете все, что нужно, и даже больше, чем в Википедии.

      1. Клятва, которая меняет мир: от Гиппократа до наших дней

      Клятва Гиппократа — один из самых узнаваемых символов медицины. Но что мы на самом деле о ней знаем?

      Для одних — это торжественная речь, которую произносят врачи, для других — пережиток прошлого. Между тем, клятва — живая традиция, которая уже более двух тысяч лет отражает, во что верит врач и как видит человека. От присяг богам в античности — до акцента на правах пациента в XXI веке: путь клятвы — это путь самой медицины, от мифов к науке, от обряда к ответственности.

      Почему в XX веке в нее добавили право пациента на отказ? Как Пётр I лично участвовал во вскрытиях? Почему в современной версии больше нет слов о «жизни с момента зачатия»? И действительно ли врач «не имеет права на ошибку»?

      Эта статья — для всех, кому интересно, как формировалась медицинская этика. Независимо от того, носите ли вы белый халат или просто заботитесь о здоровье ваших клиентов, вы увидите: клятва врача — не просто церемония, а этический ориентир, который меняется вместе с обществом, но не теряет сути.

      2. До Гиппократа: были ли врачебные клятвы раньше?

      Гиппократ — не первый человек в истории, кто говорил о морали в медицине. Но именно его имя стало символом врачебной присяги. Почему? Возможно, потому что его клятва — первая, дошедшая до нас в письменной форме, имеющая стройную структуру, конкретные запреты и нравственные ориентиры. Но до неё тоже существовали формы медицинской этики — пусть и в других культурных и религиозных оболочках.

      3. Египет, Месопотамия, Индия

      Ещё за тысячу лет до Гиппократа существовали врачебные практики, где моральный кодекс был тесно связан с верой. Например:

      • В Древнем Египте (ок. 2000 до н. э.) врачи считались служителями богов. Их действия строго регулировались текстами вроде «Книги жреца», где указывались как методы лечения, так и нормы поведения. Нарушение предписаний каралось, вплоть до смертной казни — за несанкционированные эксперименты на людях.
      • Вавилон (XVIII век до н. э.): в законах Хаммурапи были прописаны жёсткие правила для врачей. Например, если хирург поранил пациента во время операции и тот умер — ему отрубали руки (статья 218): 
      «Если врач, оперируя человека железным ножом, причинил тяжкую рану и умертвил его, то должны отрезать врачу руку» (Кодекс Хаммурапи, §218).
        • Индия, медицина Аюрведы (ок. X век до н. э.): в текстах «Чарака-самхита» содержались наставления, как должен вести себя врач — не жадничать, не лечить врагов, не вступать в интимные связи с пациентами. Было и указание не отказываться от помощи бедным.
        «Врач, не движимый жаждой богатства, не должен пренебрегать бедными и должен лечить их со всем тщанием, как и богатых» (Чарака-самхита, I.30.24).
        «Он должен быть целомудренен, правдив, не принимать подарков от женщин, и быть свободен от гнева и вожделения» (Чарака-самхита, I.8.14).

        Медицина как часть обряда

        Во всех этих культурах врач не был отделён от жреца, шамана или мудреца. Лечение — это служение богам, а значит, любые правила были прежде всего религиозными. Профессиональной медицины в современном смысле не существовало, и «клятвы» были скорее элементом обета или магического ритуала.

        Таким образом, до Гиппократа существовали правила и обеты, но именно он (или его школа) первым выразил их как этический кодекс профессии, а не просто часть религиозного ритуала.

        Рождение клятвы: Гиппократ и его школа

        Клятва Гиппократа появилась в V веке до н. э. — в переломный момент истории медицины. Именно тогда в Древней Греции начала формироваться наука как способ рационального объяснения мира, и Гиппократ (ок. 460–370 гг. до н. э.) стал одним из первых, кто рассматривал болезнь не как наказание богов, а как естественное нарушение баланса в организме.

        Он не был одиночкой: вокруг Гиппократа сложилась школа, объединившая врачей, стремившихся лечить человека на основе наблюдений, логики и эмпирики. Их подход стал революционным, ведь в то время медицинская помощь часто включала обряды, заклинания и мистические практики.

        В этом контексте клятва стала своего рода этической границей: она отделяла врача-наставника от колдуна, профессионала от шарлатана.

        4. Зачем нужна была клятва?

        Античный врач обладал властью: мог как исцелить, так и навредить. Не существовало лицензий, медицинских ассоциаций, стандартов образования. Поэтому клятва служила добровольным, но очень значимым моральным фильтром: она ограничивала возможный произвол, подчеркивала ответственность и устанавливала нормы поведения. Врач клялся:

        • уважать учителя и передавать знания только достойным,
        • не давать яда, не проводить абортов,
        • не вступать в половую связь с пациентами,
        • хранить врачебную тайну,
        • не заниматься хирургией (в том числе литотомией — удалением камней), если не обучен этому специально.
        Эти нормы были не столько универсальными, сколько отражали ценности школы Гиппократа — одной из нескольких медицинских школ того времени. Каждая школа могла иметь собственные обеты и взгляды, но именно клятва Гиппократа дошла до нас почти без изменений и стала символом врачебной этики. 

        5. Полный текст оригинальной клятвы Гиппократа (перевод с древнегреческого)

        «Клянусь Аполлоном-врачевателем, Асклепием, Гигией и Панакеей, всеми богами и богинями, призывая их в свидетели, что я буду честно исполнять согласно своим силам и моему разумению следующую присягу и письменное обязательство:

        Я буду почитать того, кто научил меня этой науке, наравне с родителями; делиться с ним достатком и, если потребуется, помогать ему в нужде; считать его детей своими братьями и, если они захотят изучать медицину, обучать их безвозмездно и без всякого письменного соглашения; передавать основы, наставления и всё остальное только своим сыновьям, сыновьям своего учителя и ученикам, связанным с нами клятвой и законом, но никому другому.

        Я буду применять диету на пользу больных сообразно с моими силами и разумением, избегая причинить вред или несправедливость.

        Я никогда никому не дам смертельного средства, если об этом попросят, и не дам такого совета; так же не дам женщине абортивного средства.

        В чистоте и святости я буду проводить свою жизнь и своё искусство.

        Я не стану оперировать камни, а предоставлю это дело специалистам, занимающимся этим делом.

        В какой бы дом я ни вошёл, я войду туда ради пользы больного, удерживаясь от всякого намеренного вреда и от соблазнения, будь то женщин или мужчин, свободных или рабов.

        Всё, что бы я ни увидел или ни услышал в жизни людей во время лечения или вне его и что не должно быть разглашено, я сохраню в тайне и не буду распространять, считая это тайной.

        Если я соблюду эту клятву и не нарушу её, да будет мне позволено наслаждаться жизнью и искусством, прославляемым всеми людьми на все времена. Если же я нарушу её и клятвопреступлю, да будет мне обратное».

        В эпоху, когда врач легко мог быть и целителем, и шарлатаном, эта клятва задавала высокий моральный стандарт. Сдержанность, честность, уважение к ученику и пациенту — на этом строился образ «идеального врача» античности. И хотя уже в ту эпоху не все врачи следовали клятве буквально, её авторитет и сила оказались столь велики, что она пережила века — пусть и в изменённой форме.

        6. После Гиппократа: что стало с клятвой

        После смерти Гиппократа (ок. 370 г. до н. э.) его школа продолжала существовать, но влияние самой клятвы — вопреки ожиданиям — было ограниченным. Её не заучивали повсеместно, на неё не ссылались в медицинских трактатах той эпохи. Более того, античные врачи чаще всего вовсе не приносили клятв, и уж точно — не в её исходной форме.

        7. Почему клятва не стала универсальной?

        Во-первых, не существовало единой медицинской системы. В античном мире медицина была раздроблена: множество школ — от догматиков и эмпириков до последователей Асклепия — предлагали свои подходы и этику. У каждой могли быть собственные наставления. Клятва Гиппократа была лишь одной из множества форм присяги, и далеко не самой распространённой.

        Во-вторых, сам текст клятвы противоречил практике многих врачей. Например:

        • запрет на аборты и эвтаназию не соблюдался всеми: в ряде регионов эти процедуры считались допустимыми;
        • хирургия активно развивалась, и многие врачи обучались удалению камней, несмотря на прямой запрет из текста;
        • передача знаний ученикам часто сопровождалась платой — клятвой предусматривалась бесплатность обучения только избранным.

        8. Отношение античных врачей

        Клятва не входила в обязательную часть врачебного образования даже в эллинистический период. Например, в знаменитом Александрийском медицинском центре (III–I века до н. э.), где впервые стали проводить систематические анатомические вскрытия, упоминаний о клятве не сохранилось.

        Но её не забыли

        Тем не менее, клятва Гиппократа не исчезла. Она продолжала переписываться и сохраняться в составе так называемого Гиппократова корпуса — собрания текстов, которое приписывали Гиппократу и его ученикам. Клятва передавалась как часть традиции, а не как обязательство. Её изучали скорее как философский, а не юридический документ.

        Интересно, что философы-стоики и представители школ Платона и Аристотеля уважали идею врачебной ответственности, заложенную в клятве. Но уже тогда возникал важный вопрос: можно ли требовать от врача одинаковой морали в столь разных обстоятельствах? Этот вопрос — актуален и сегодня.

        Таким образом, в первые века после Гиппократа клятва не была повсеместной и обязательной, но продолжала жить — как символ, как источник размышлений о профессии, как основа для будущих этических кодексов.

        9. Средневековье: когда клятву переписала Церковь

        С падением Римской империи и распространением христианства в Европе медицинская традиция Гиппократа не исчезла — но трансформировалась. Центром врачебного знания стали монастыри и богословские школы, где науку подчиняли религиозной догматике. Это отразилось и на судьбе клятвы.

        От Аполлона — к Богу

        Гиппократова клятва, с её упоминаниями языческих богов — Аполлона, Асклепия, Гигиеи — стала неприемлемой для христианского мира. В условиях, где вся медицина считалась частью божественного промысла, врач не мог клясться во имя языческих божеств. Поэтому в христианских медицинских школах появились адаптированные присяги, уже без мифологических имен, но с упором на:

        • милосердие как главный мотив деятельности врача,
        • чистоту помыслов и «служение Богу через служение больному»,
        • отказ от гордыни и корысти.
        Так, например, в «Capitularia regum Francorum» (капитуляриях франкских королей) IX века указывалось, что врач обязан быть «благочестивым, сострадательным, богобоязненным и способным различать естественное и сверхъестественное».

        Клятва как обет служения

        Врач Средневековья часто был монахом, а его деятельность — продолжением монашеского подвига. Он клялся в верности не столько пациенту, сколько Богу. Помощь больному считалась христианским делом милосердия, а страдание — испытанием веры.

        Это сформировало новый взгляд на суть врачебного долга. Главное — не просто лечить тело, а спасать душу. Врач должен был:

        • ободрять молитвой,
        • направлять к покаянию,
        • уважать волю Бога в исходе болезни.
        Как писали монахи-бенедиктинцы в X веке:

        «Врач не властен над жизнью. Он лишь смиренный проводник воли Господней. Его дело — облегчить путь страдающему, не нарушив порядок, установленный Небом».

        Но суть клятвы сохранилась

        Несмотря на радикальные перемены, ключевые идеи древней клятвы пережили Средневековье. Врачебная тайна, отказ от убийства, внимание к душе пациента — всё это оставалось актуальным. Просто теперь речь шла не о следовании рациональной этике, а о духовной верности. В этом смысле, клятва Гиппократа в Средние века стала обетом служения и смирения.

        11. Возрождение: возвращение к телу, переосмысление долга

        XIV–XVI века в Европе стали временем интеллектуального и культурного подъёма. Эпоха Возрождения изменила всё: философию, искусство, отношение к человеку — и медицину тоже. Именно тогда врачи начали возвращаться к анатомии, экспериментам и античным текстам, включая труды Гиппократа. Но клятву уже не просто повторяли — её переосмысляли.

        12. Разрешение вскрытий: этический вызов

        Одним из главных прорывов стало разрешение анатомических вскрытий. В Средние века их почти не проводили — считалось, что вскрытие тела нарушает божественный порядок. Но в Падуе (1594) и Лейдене (1597) открылись анатомические театры, где на глазах у студентов и знати проводились публичные демонстрации строения человека.

        Это поставило перед врачами вопрос:

        Нарушают ли вскрытия клятву Гиппократа, которая требует «не вредить» и уважать тело?

        Ответ оказался новым для своего времени: истинное милосердие требует знания, а знание требует исследований.

        «Я не нарушаю тело — я ищу путь к исцелению»
        — писал Андреас Везалий, один из первых врачей, кто лично проводил вскрытия и доказал, что анатомия Галена (основанная на животных) содержит массу ошибок.

        Врач как учёный и гуманист

        Появляется образ врача-гуманиста: образованного, мыслящего, уважающего природу и достоинство человека. Он не просто исцеляет, он думает, спорит, ищет истину. Отсюда — новая трактовка клятвы:

        • «Не навреди» — значит не просто не вмешивайся, а не допусти страданий из-за невежества.
        • Забота о душе — это уже не религиозная категория, а уважение к личности пациента.
        • Отказ от хирургии (в оригинальной клятве) больше не актуален: хирургия стала полноценной частью медицины.

        Клятва как часть университетской традиции

        К этому времени клятва Гиппократа стала церемонией при посвящении в медицину. Её зачитывали на латинском, иногда — с купюрами или в переработанном виде. В университете Монпелье, например, клятва звучала уже в светской редакции, ближе к «обещанию чести», чем к религиозному обету.

        Эпоха Возрождения заложила основу того, что мы называем профессиональной медицинской этикой. Врач — не монах, не колдун, не посланник богов. Он — исследователь и гражданин, и его долг — не просто лечить, но думать, понимать и брать на себя ответственность.

        14. Эпоха Просвещения: разум, наука и новая этика врача

        XVII–XVIII века — время, когда на смену религиозным догмам и суевериям пришёл светский научный подход. Врачи стали рассматривать болезнь и лечение как предмет изучения разума и эксперимента. Это вызвало важные перемены в понимании врачебной этики и значении клятвы.

        15. Медицинское образование и анатомические театры

        В этот период анатомические театры распространились по всей Европе и стали неотъемлемой частью медицинского обучения. Публичные вскрытия, сопровождаемые лекциями, не только помогали врачам лучше понять человеческое тело, но и придавали профессии научный статус.

        Правовые нормы, такие как британский Anatomy Act 1832 года, регулировали использование тел для вскрытий и научных исследований, пытаясь сбалансировать интересы медицины и уважение к умершим.

        Этика врача и общество

        Врачи начали обсуждать моральные и этические аспекты своей профессии шире, чем раньше. Клятва Гиппократа оставалась символом врачебного долга, но её трактовали через призму разума и научного подхода.

        Появились первые светские кодексы медицинской этики, закрепляющие обязательства:

        • сохранять конфиденциальность пациента,
        • уважать его личность,
        • не причинять вреда,
        • учиться и совершенствоваться,
        • работать во благо общества.

        Баланс между традициями и прогрессом

        Врачи эпохи Просвещения искали компромисс между устоявшимися моральными нормами и требованиями быстро развивающейся науки. Они признавали, что медицинские эксперименты и вскрытия необходимы для прогресса, но стремились делать это с уважением к человеческому достоинству.

        Эпоха Просвещения стала фундаментом для формирования современной медицинской этики — сбалансированной, основанной на знаниях и уважении к человеку. Клятва Гиппократа постепенно трансформировалась в универсальный кодекс профессионального поведения, который позже лёг в основу многих современных деклараций.

        16. XIX век: медицина как наука, врач как профессионал

        XIX век стал временем стремительного научного прогресса. Появление микроскопа, бурное развитие физиологии, гигиены, хирургии, микробиологии и патологии окончательно отделили медицину от прежнего ремесленного характера. Врач стал не только практиком, но и учёным, а его деятельность — объектом государственной и общественной регуляции.

        Наука и ответственность

        Медицина теперь строилась на наблюдении, доказательствах и экспериментах. Теория инфекции Луи Пастера, антисептики Джозефа Листера, развитие лабораторной диагностики — всё это радикально изменило практику. Но вместе с новыми знаниями пришла и новая ответственность.

        Теперь «не навреди» значило не только не вмешивайся без необходимости, но и не допускай вреда из-за некомпетентности или игнорирования новых научных данных. Знание стало не просто этической нормой — оно стало моральной обязанностью врача.

        Светская медицина и формализация этики

        В это же время началась формализация медицинской профессии:

        • Появились первые медицинские ассоциации (например, в Великобритании — General Medical Council, 1858),
        • Университеты ввели этические стандарты,
        • Начали разрабатываться национальные кодексы врачебной этики, в которых клятва уже воспринималась не как обряд, а как юридически и профессионально значимое обещание.

        Изменения в содержании клятвы

        В XIX веке клятва Гиппократа стала перерабатываться:

        • Удалялись религиозные упоминания (например, обращение к Аполлону или Панакее),
        • Исключались устаревшие положения (например, запрет на хирургическое вмешательство),
        • Вводились новые нормы: защита прав пациента, отказ от корысти, соблюдение санитарных норм.

        Врача всё чаще называли не «слугой богов» или «целителем», а профессионалом, служащим обществу.

        «Врач — не просто тот, кто лечит. Он — тот, кто несёт знание и моральную ответственность за применение этого знания»

        — подобные формулировки начинают звучать в медицинских уставах конца XIX века.

        Именно в XIX веке был заложен фундамент современной системы: врачебная этика как светская, общественно значимая и научно обоснованная практика. А клятва — её символ, переработанный под реалии нового времени.

        18. Начало XX века: вера в прогресс — и тревожные вопросы

        XX век начался с небывалого энтузиазма по отношению к науке. Медицина входила в эпоху технологий: появились рентген, анестезия, антибиотики, первые вакцины, психоанализ, физиотерапия. Болезни, ещё недавно смертельные, стали излечимыми. Врач становился центральной фигурой в жизни общества — почти героем.

        Именно тогда родился образ врача как «всемогущего спасителя», вооружённого знаниями и аппаратурой. Но чем больше становилась власть врача, тем острее вставал вопрос: а кто её регулирует?

        Медицина — на грани гордыни

        В начале века появились первые успешные эксперименты по стерилизации, применению гормонов, изучению психики и работы мозга. Всё это делалось во благо — но без чётких этических ограничений. Пациенты становились объектами, а не участниками.

        Немецкий философ и врач Карл Юсперс в 1910-х уже писал:

        «Врач может быть и опасен, если его знания не уравновешены моральной ответственностью».

        Клятва Гиппократа — устаревшая?

        На этом фоне многие врачи и университеты начали считать традиционную клятву Гиппократа морально устаревшей: в ней не было ни слова о согласии пациента, научной обоснованности методов, уважении к личности.

        Поэтому клятва всё чаще переписывалась — особенно в Германии, Франции, США. В университетах стали появляться собственные версии — более светские, с упором на науку и служение обществу.

        19. Университетские клятвы начала XX века: наука, общество, честь

        В начале XX века многие медицинские школы отказались от буквальной клятвы Гиппократа, считая её морально и культурно устаревшей. Вместо этого они стали разрабатывать собственные версии, адаптированные под современность — без религиозных аллюзий, но с акцентом на науку, этику и общественное благо.

        Монпелье (Франция) — торжественная этическая присяга

        Монпелье — один из старейших медицинских факультетов Европы — с конца XIX века использовал обновлённую клятву, где делался акцент на профессиональную честь, ответственность перед обществом и уважение к коллегам.

        «Я вступаю в медицинское сообщество, обещая посвятить свою жизнь служению страдающему человеку… и не опозорить ни свою совесть, ни свою профессию».

        Эта присяга произносилась публично, часто на латыни, в торжественной церемонии.

        Университет Джонса Хопкинса (США) — ориентация на науку

        С начала XX века клятва в Джонса Хопкинсе фокусировалась на:

        • служении пациенту,
        • научной добросовестности,
        • соблюдении врачебной тайны.

        Особо подчёркивалось, что врач обязан не переставать учиться и нести ответственность за влияние своих действий на общество.

        Берлинская и венская школы (Германия, Австро-Венгрия) — светский и патриотический подтекст

        Во многих германоязычных университетах клятва включала элементы гражданского служения. Подчёркивалась лояльность государству, присяга служить «здоровью нации». Это позже, к сожалению, дало идеологическую уязвимость во времена Третьего рейха.

        Оксфорд и Кембридж (Великобритания) — моральная скромность

        В британских университетах не существовало единообразной клятвы, но будущим врачам обычно зачитывали выдержки из классических текстов — в том числе переработанную версию клятвы Гиппократа — с добавлением слов о честности, человечности и долге.

        Эти университетские клятвы отражали стремление к балансу: между старой традицией и новой ответственностью, между личной честью и общественной ролью. Они стали переходным этапом к формированию международных этических стандартов, принятых после Второй мировой войны.

        20. Рост интереса к биоэтике

        Научные журналы всё чаще публиковали статьи о необходимости новой врачебной этики — с учётом:

        • прав пациента,
        • роли государства в здравоохранении,
        • растущего влияния фармацевтики,
        • и угрозы политизации медицины.
        Именно в этот переходный период стало ясно: без чётких границ между научным интересом и человеческим достоинством медицина может превратиться в инструмент насилия. И менее чем через три десятилетия это стало реальностью в нацистской Германии.

        XX век: кризис, переосмысление и рождение глобальной медицинской этики

        XX век стал одновременно веком невероятных медицинских открытий — и этических катастроф. Прорывы в физиологии, генетике, трансплантологии, психиатрии, антибиотикотерапии радикально изменили лицо медицины. Но именно в это время произошёл один из самых глубоких моральных кризисов в истории профессии — после него клятва врача уже не могла остаться прежней.

        Наука — во благо или во зло?

        До 1940-х годов медицина активно развивалась, но этические нормы отставали. Врач считался «профессионалом по умолчанию» — полагалось, что он знает, как поступать правильно. Эта уверенность была разрушена после Второй мировой войны.

        На Нюрнбергском процессе (1945–1946) миру стали известны ужасающие преступления, совершённые нацистскими врачами: эксперименты над заключёнными, хирургия без наркоза, стерилизация, заражения инфекциями. Это были учёные и врачи — и именно это потрясло весь медицинский мир.

        Нюрнбергский кодекс: 10 принципов против зла под видом науки

        В 1947 году, после суда над нацистскими врачами, участвовавшими в бесчеловечных экспериментах, мир впервые официально зафиксировал международные правила медицинской этики. Нюрнбергский кодекс стал первым документом, защищающим пациентов от насилия со стороны медицины.

        22. 10 ключевых принципов кодекса:

        1. Добровольное согласие — участие возможно только при полном и осознанном согласии.
        2. Польза для общества — эксперимент должен быть полезен и невозможен другими средствами.
        3. Основы на знаниях — исследования должны опираться на научную базу и предшествующие опыты.
        4. Избежание страданий — любые физические и психические страдания должны быть исключены.
        5. Запрет на эксперименты с риском смерти — если только врач сам не участвует на равных.
        6. Риск должен быть оправдан — он не должен превышать возможную пользу.
        7. Защита испытуемого — подготовка и оборудование должны минимизировать риски.
        8. Компетентный персонал — исследования должны проводить только квалифицированные врачи.
        9. Свобода прекращения участия — испытуемый может прекратить участие в любой момент.
        10. Ответственность врача — он должен быть готов остановить эксперимент при первых признаках вреда.
        Эти нормы легли в основу последующих международных документов — Женевской декларации, Хельсинкской декларации, кодексов биоэтики ООН и ВОЗ.

        23. Женевская декларация 1948 года: новая клятва для нового мира

        После трагедии Второй мировой войны человечество оказалось перед необходимостью заново переосмыслить, что значит быть врачом. Открылись ужасающие факты о нацистских медицинских экспериментах над людьми. Врачи, в том числе образованные и талантливые, стали палачами — во имя «науки» и идеологии. Это стало шоком: оказалось, что медицинские знания без этики — опасны.

        Женевская декларация: новая клятва врача

        В 1948 году Всемирная медицинская ассоциация (WMA) разработала Женевскую декларацию — текст, который должен был заменить архаичную и неоднозначную клятву Гиппократа. Это была клятва нового типа:

        • светская,
        • универсальная,
        • основанная на правах человека.
        «Я посвящаю свою жизнь служению человечеству. Я буду уважать своих учителей, моих коллег и студентов. Я буду выполнять свою профессию с совестью и достоинством. Здоровье моего пациента будет моим первостепенным интересом. Я буду уважать тайну, доверенную мне, даже после смерти пациента. Я буду сохранять всеми средствами честь и благородные традиции профессии…»

        (Источник: WMA Declaration of Geneva, 2017)

        Почему это был прорыв?

        • Впервые в клятве упоминаются права пациента.
        • Она адресована не богам или учителям, а обществу и человечеству.
        • Подчёркивается универсальность: независимо от расы, пола, убеждений, национальности.
        • Врач присягает не навязывать лечение, а уважать достоинство и автономию пациента.

        Обновления Женевской декларации: как менялся текст

        С тех пор Женевская декларация пересматривалась трижды:

        • 1968 — введено уточнение про «жизнь с момента зачатия» (в духе послевоенной консервативной морали).
        • 1983 — подчёркнуто равенство и недопустимость дискриминации.
        • 2017 — добавлены два новых акцента:
          • Забота врача о собственном здоровье и благополучии,
          • Признание пациентской автономии и активной роли в лечении.

        «Я буду заботиться о своём собственном здоровье, благополучии и способностях, чтобы обеспечить лечение на самом высоком уровне.»

        Женевская декларация — не просто формальность. Это профессиональный и моральный компас врача XXI века. Она развивалась вместе с обществом и отражает главный принцип современной медицины: человек — в центре.

        24. Эволюция врачебной присяги: от Гиппократа к Женеве — краткое сравнение ценностей, языка и акцентов


        Принцип Клятва Гиппократа (V в. до н.э.) Женевская декларация (2017)
        Адресат присяги Боги (Аполлон, Асклепий и др.), учитель Все человечество, пациенты, коллеги, общество
        Цель врача Служение искусству и помощь больному Служение человечеству, здоровье пациента — приоритет
        Отношение к пациенту Забота, отказ от вреда, молчание о тайне Уважение достоинства, автономии и конфиденциальности
        Права пациента Не упоминаются Признаны прямо: право на выбор, информированность
        Конфиденциальность Упоминается Подчёркивается, включая после смерти
        Отношение к жизни «Я не дам смертельного средства…» «Я буду уважать человеческую жизнь…»
        Эвтаназия / аборты Прямой запрет Не упоминаются — вместо этого уважение к автономии
        Религиозная составляющая Центральная: присяга богам Полностью светская и нейтральная
        Передача знаний Только детям учителя Равенство всех студентов и коллег
        Забота о себе Отсутствует Прямо упоминается: «Я буду заботиться о своём здоровье»
        Общественная миссия Не формулируется Признана: врач — часть профессионального сообщества
        Универсальность Связана с античной культурой Глобальна, применима в разных странах и культурах

        Женевская декларация 2017 года: клятва врача XXI века

        Обновлённая версия Женевской декларации была принята Всемирной медицинской ассоциацией в октябре 2017 года — спустя почти 70 лет после первой редакции. Это была не косметическая правка, а глубокая этическая переоценка в духе современного гуманизма, прав человека и медико-социальной ответственности.

        Текст Женевской декларации (2017)

        "Как член врачебной профессии, я торжественно клянусь:

        • посвятить свою жизнь служению человечеству;
        • ставить здоровье и благополучие моего пациента своим главным приоритетом;
        • уважать автономию и достоинство моего пациента;
        • сохранять величайшее уважение к человеческой жизни;
        • не допускать дискриминации по возрасту, болезни или инвалидности, вероисповеданию, этническому происхождению, полу, национальности, политическим убеждениям, расе, сексуальной ориентации, социальному положению или по любой другой причине;
        • уважать тайну, доверенную мне, даже после смерти пациента;
        • практиковать свою профессию с совестью и достоинством и в соответствии с хорошей медицинской практикой;
        • способствовать чести и благородным традициям профессии;
        • уважать и быть благодарным своим учителям, коллегам и студентам;
        • делиться своими медицинскими знаниями на благо пациента и улучшения здравоохранения;
        • заботиться о своём собственном здоровье, благополучии и профессиональных способностях, чтобы обеспечивать лечение на самом высоком уровне;
        • не использовать свои медицинские знания для нарушения прав человека и гражданских свобод, даже под угрозой;
        Я делаю эти обещания торжественно, свободно и с честью."

        Источник: World Medical Association, 2017

        25. Что изменилось по сравнению с предыдущими версиями?

        Пациент в центре — не объект, а партнёр

        Впервые прямо названы:

        • автономия пациента,
        • его достоинство,
        • право на уважение и информированность.
        Универсальность и антидискриминация

        Подчёркивается, что ни один фактор — от возраста до политических взглядов — не может быть основанием для предвзятого отношения. Это ключевой сдвиг в сторону глобальной этики.

        Забота о себе как профессиональная обязанность

        Новый пункт: «Я буду заботиться о своём собственном здоровье, благополучии и профессиональных способностях…»

        Подразумевается, что эмоциональное и физическое истощение врача угрожает и ему, и пациенту. Этика — не только про других, но и про себя.

        Общественная миссия

        Клятва теперь подчёркивает не только личную честность врача, но и его ответственность перед сообществом и системой здравоохранения — через образование, честное знание и научное сотрудничество.

        Права человека — приоритет

        Врачу запрещено использовать свои знания во вред правам и свободам, даже под давлением — урок Второй мировой войны и преступлений медицины под диктатурами.

        26. Почему версия 2017 года — поворотная?

        Потому что она впервые:

        • сформулировала современное понятие врачебной этики,
        • объединила гуманизм, науку и правозащитную повестку,
        • отразила вызовы XXI века: миграцию, неравенство, этику технологий, выгорание врачей.
        Это не просто клятва. Это ценностный манифест профессии в быстро меняющемся мире.

        Клятва врача в Российской Федерации: традиция и современность

        Сегодня клятва врача в РФ официально закреплена в статье 71 Федерального закона №323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан». С 2012 года она произносится выпускниками медицинских вузов на вручении дипломов.

        Текст клятвы врача в России (действующая редакция)

        «Получая высокое звание врача и приступая к врачебной деятельности, я торжественно клянусь:

        • честно исполнять свой профессиональный долг, посвятить свои знания и умения предупреждению и лечению болезней, сохранению и укреплению здоровья человека;
        • быть всегда готовым оказать медицинскую помощь, хранить врачебную тайну, бережно и с уважением относиться к пациенту;
        • действовать исключительно в его интересах независимо от пола, расы, национальности, религии, социального положения и иных обстоятельств;
        • проявлять высочайшее уважение к жизни человека, никогда не прибегать к осуществлению эвтаназии;
        • сохранять благодарность и уважение к своим учителям;
        • быть требовательным и справедливым к своим ученикам, способствовать их профессиональному росту;
        • обращаться к коллегам с просьбой о помощи и самому никогда не отказывать в помощи коллегам;
        • постоянно совершенствовать свои профессиональные знания и навыки, беречь и развивать благородные традиции медицины.

        Я клянусь!»

        Источник: Федеральный закон №323-ФЗ, ст.71)

        29. Что общего с Женевской декларацией:

        Общий принцип Присутствует в обеих клятвах?
        Преданность пациенту Да
        Соблюдение врачебной тайны Да
        Неразглашение по смерти пациента (только в Женевской)
        Отказ от дискриминации Да
        Уважение к учителям и коллегам Да
        Саморазвитие и образование Да
        Служение обществу Подразумевается
        Забота о собственном здоровье Нет
        Уважение к автономии пациента Нет
        Запрет участия в нарушениях прав человека Нет

        Что отличает российскую клятву:

        • Более традиционная структура: близка к советскому стилю — акцент на долге, служении, порядочности.
        • Нет прямого упоминания прав пациента — автономия, согласие, участие в принятии решений отсутствуют.
        • Прямой запрет на эвтаназию, в отличие от Женевской декларации, которая обходит этот вопрос, чтобы оставаться универсальной.
        • Нет ссылки на глобальную этику и права человека, тогда как Женевская декларация прямо говорит о недопустимости использования знаний во вред свободам.

        Что это значит?

        Российская клятва сохраняет важные гуманистические основы, но:

        • больше опирается на моральную обязанность врача, чем на права пациента,
        • не отражает новых вызовов — выгорания, репродуктивных прав, этики вмешательств,
        • не делает врача субъектом гражданской ответственности (например, в случае давления со стороны государства или системы).
        Женевская декларация — более мировоззренческий и правозащитный документ, российская клятва — этический кодекс в духе служения и профессиональной чести.

        30. Адаптации врачебной клятвы в разных странах

        31. США — Клятва Гиппократа и Университетские варианты

        • В США в медицинских школах не существует единой официальной клятвы, часто используют модифицированные варианты клятвы Гиппократа или авторские тексты.
        • Многие вузы добавляют пункты про пациентские права, конфиденциальность, ответственность перед обществом.
        • Важное место занимает идея автономии пациента и его права на информированное согласие.
        • В некоторых школах включают обещания заботиться о собственном здоровье врача — что отражает внимание к профилактике выгорания.
        Пример: клятва Гарвардской медицинской школы включает пункт о этической борьбе с социальным неравенством.

        Клятва Гарвардской медицинской школы (Harvard Medical School Oath)

        Текст клятвы (адаптированная версия, распространённая в Гарварде):

        "I solemnly pledge to consecrate my life to the service of humanity; 
        I will give to my teachers the respect and gratitude that is their due; 
        I will practice my profession with conscience and dignity; 
        The health of my patient will be my first consideration;
        I will respect the secrets that are confided in me, even after the patient has died;
        I will maintain by all the means in my power, the honour and the noble traditions of the medical profession;
        My colleagues will be my sisters and brothers;
        I will not permit considerations of religion, nationality, race, party politics or social standing to intervene between my duty and my patient;
        I will maintain the utmost respect for human life from the time of its conception;
        I will practice my profession with conscience and dignity;
        I will not use my medical knowledge to violate human rights and civil liberties, even under threat;
        I make these promises solemnly, freely and upon my honour."

        Перевод ключевых пунктов:

        • Посвящаю жизнь служению человечеству.
        • Уважение и благодарность учителям.
        • Совесть и достоинство в практике.
        • Здоровье пациента — мой главный приоритет.
        • Хранение врачебной тайны даже после смерти пациента.
        • Честь и традиции профессии.
        • Коллеги — братья и сёстры.
        • Отсутствие дискриминации.
        • Уважение к жизни с момента зачатия.
        • Отказ от использования медицины для нарушения прав человека.

        Великобритания — Кодекс и Клятва

          • Традиционная клятва Гиппократа в Британии используется редко.
          • Главным этическим документом считается Кодекс поведения и профессиональной этики Генерального медицинского совета (GMC).
          • Этот кодекс подчёркивает ответственность врача перед пациентом, обществом и собой.
          • Медицинские школы часто предлагают студентам подписывать собственные декларации, адаптированные под современную этику.
          • Отказ от эвтаназии, защита конфиденциальности и уважение прав пациента — ключевые положения.

          Германия — Клятва и Немецкий кодекс врачебной этики

            • Немецкий врачебный кодекс тесно связан с историей нацизма и Нюрнбергским кодексом.
            • Этические документы подчеркивают недопустимость злоупотребления медицинскими знаниями, защиту прав пациентов и их достоинства.
            • Клятва чаще рассматривается как символический акт, а основное внимание уделяется правовым нормам и профессиональным стандартам.
            • Особое внимание уделяется обязательству врача не участвовать в эвтаназии.
            В Германии традиционно используется "Ärztlicher Eid", но в современной практике основным документом считается "Deutscher Ärztetag" — Кодекс врачебной этики.

            Клятва, распространённая в немецких медицинских вузах:

            "Ich schwöre feierlich, meine ärztliche Tätigkeit zum Wohle der Kranken nach bestem Wissen und Gewissen auszuüben, die ärztlichen Schweigepflichten zu wahren und das Leben und die Würde des Menschen zu achten."

            "Я торжественно клянусь выполнять свою врачебную деятельность во благо больных по мере своих знаний и совести, сохранять врачебную тайну и уважать жизнь и достоинство человека."

            Япония — этика и культурные особенности

              • В Японии традиции врачебной клятвы менее развиты, этика больше связана с культурой уважения к старшим и коллективной ответственности.
              • Современные клятвы включают элементы конфиденциальности, сотрудничества с коллегами и ответственности за здоровье общества.
              • Уделяется внимание балансу между традиционными ценностями и научным подходом.

              Индия — Клятва Джаяпала

                • В Индии широко распространена адаптация клятвы Гиппократа, известная как Клятва Джаяпала (Jayapalan Oath).
                • Она сочетает в себе элементы традиционной индийской философии и современного медицинского гуманизма.
                • Акцент на непричинении вреда, уважении к жизни и служении обществу.
                • Включены положения о уважении к разнообразию культур и религий.

                Итоги: универсальность и локальные отличия

                  • Общие ценности — забота о пациенте, конфиденциальность, честность и уважение — сохраняются во всех версиях.
                  • Различия — в акцентах, отношении к эвтаназии, роли врача в обществе и учёте культурных особенностей.
                  • Современные клятвы чаще подчеркивают права пациента и автономию, а также заботу о здоровье врача и профессиональное развитие.
                  • Они отражают локальные вызовы и традиции, оставаясь при этом частью глобального этического сообщества.

                  32. Будущее врачебных присяг: от традиций к осознанности и глобальной этике

                  Вызовы современности

                  Медицина XXI века — это не только передовые технологии и новые методы лечения. Это также сложные этические вопросы и меняющиеся ожидания общества от врача:

                  • Рост информационного пространства — пациенты более информированы и хотят участвовать в принятии решений.
                  • Быстрое развитие биотехнологий — генетика, искусственный интеллект, трансплантология, репродуктивные технологии.
                  • Межкультурность — врачи работают в глобальном контексте, сталкиваясь с разными культурными и религиозными традициями.
                  • Психологическое и эмоциональное выгорание медиков — забота о собственном здоровье врача становится приоритетом.
                  • Новые вызовы в правах человека — эвтаназия, аборты, паллиативная помощь, репродуктивные права.

                  33. Тенденции в развитии врачебных присяг

                    1. Универсальность и гибкостью. Будущие клятвы будут стремиться к универсальности, чтобы уважать культурные и законодательные особенности разных стран и регионов, избегая догматизма. Это значит — меньше жёстких запретов, больше акцента на принципы и этические ценности, которые врач может адаптировать к ситуации.
                    2. Акцент на автономии пациента и партнерстве. Врачебная клятва всё сильнее отражает идею равного партнерства врача и пациента, уважения к свободе выбора и праву на информированное согласие.
                    3. Забота о здоровье врача и профессиональное сообщество. Понимание, что врач — не только специалист, но и человек, нуждающийся в поддержке, станет важным элементом присяг. Врач клянётся заботиться о себе, поддерживать коллег и участвовать в укреплении профессиональных сообществ.
                    4. Технологический и этический прогресс. Присяги будут учитывать вызовы новых технологий — ИИ, генетической инженерии, телемедицины. Этические нормы должны гарантировать, что технологии служат человеку, а не наоборот.
                    5. Глобализация и межкультурный диалог. Международные организации и медицинские сообщества работают над выработкой этических стандартов, которые учитывают многообразие культур и религий, чтобы клятвы врачей были совместимы и взаимопонимаемы по всему миру.

                    Как это отражается на практике?

                      • Университеты разрабатывают свои версии клятв, ориентируясь на местные и глобальные вызовы.
                      • Медицинские ассоциации обновляют этические кодексы и включают в них новые положения.
                      • Все чаще врачи публично обсуждают не только медицинские достижения, но и этические дилеммы.
                      • Клятвы становятся не просто формальностью, а отражением реального отношения врача к своей профессии и пациенту.

                      34. Эволюция Клятвы Гиппократа: универсальный этический ориентир для всех, кто служит здоровью человека

                      Клятва Гиппократа — это не просто древний текст, а живой символ, который на протяжении тысячелетий менялся вместе с развитием медицины и общества.

                      От обращений к богам и строгих запретов в античности, через религиозные адаптации средних веков, эпоху Возрождения с её научными прорывами, до современной универсальной Женевской декларации — клятва отражала дух времени и ключевые вызовы профессии.

                      Сегодня она перестала быть прерогативой только врачей. Клятва стала важным этическим компасом для всех специалистов, кто работает со здоровьем человека — медсестёр, фармацевтов, исследователей, специалистов по уходу и многих других.

                      Это обещание быть не просто профессионалом, а человеком, который уважает и бережёт жизнь, ставит интересы пациента и клиента выше всего, и бережно относится к здоровью и достоинству каждого.

                      Её главная сила — это универсальность и человечность. Клятва Гиппократа — мост между прошлым и будущим, призыв к милосердию, ответственности и постоянному развитию, которые нужны всем, кто посвятил себя служению жизни.

                      В конечном счёте, забота о здоровье — общее дело и призвание, и клятва служит напоминанием об этом каждому, кто выбирает этот путь. 

                      • Комментарии
                      Загрузка комментариев...
                      Назад к списку


                      Будьте в курсе наших акций и новостей
                      Подписаться
                      • Заболевания 20
                      • Информация для бизнеса 4
                      • Полезная информация 10
                      Теги
                      fresco атрофические рубцы бизнес-план борозды Бо-Рейли вросший ноготь гапалонихии гипертрофические рубцы грант дисгидроз заживление кожи зелёные ногти келоидные рубцы кератодермия кредитование кредит кресло подолога лампа лупа лечение рубцов лизинг линии Бо-Рейли мелкоточечный кератолиз налог на профессиональный доход оборудование образование рубцовой ткани онихокриптоз онихолизис онихомадезис онихорексис онихошизис ортопед очаговая алопеция профилактика шрамов псевдомония различия между рубцами и шрамами растяжки (стрии) рубцы и шрамы самозанятый силикон социальный контракт соцконтракт типы рубцов титановая нить ткани после тра уход за рубцами финансирование бизнеса финансовая помощь фреско
                      Будьте в курсе наших акций и новостей
                      Каталог
                      Акции
                      Новинки
                      Бренды
                      Коллекции
                      Компания
                      Контакты
                      Реквизиты
                      Сотрудники
                      Отзывы покупателей
                      Бренды
                      Информация
                      Магазины
                      Документация для мастеров
                      Политика обработки персональных данных
                      Договор публичной оферты
                      Помощь
                      Условия оплаты
                      Условия доставки
                      Гарантия на товар
                      Условия кредита
                      Программа лояльности
                      +7 800 551-51-54
                      office@vsalon24.ru
                      644099, г. Омск, ул. Гагарина 14, 4 подъезд, офис 4.5 - 4.9

                      Пн – Пт: с 10:00 до 19:00
                      Сб – Вс: выходной
                      • Вконтакте
                      • Twitter
                      • Telegram
                      2025 © VSALON24.RU ИНН 550116710809
                      Платежные системы